То, что косметические средства должны быть безопасны для человека, неоспоримо. Однако насколько этично использовать для тестирования продукции беззащитных животных, сотни из которых погибают в лабораториях от побочных эффектов? Цивилизованное общество массово отказывается от испытаний на кроликах, мышах, шимпанзе и других животных, а заказывая контрактное производство косметики, многие бренды настаивают на том, чтобы безопасность и качество продуктов подтверждалось более этичными способами.
Как испытывают косметику
По состоянию на 2024 год от проведения испытаний косметики на животных отказалось 40 стран, включая Мексику, Швейцарию, Новую Зеландию, Норвегию и Израиль. В Китае же, напротив, косметический продукт не может быть выпущен на рынок без прохождения тестов на живых существах.
До 2021 года прохождению лабораторных тестов подлежала вся импортируемая в КНР косметика, однако сегодня без предварительных лабораторных испытаний разрешено ввозить шампуни, тушь, парфюмерию и ряд другой продукции.
В странах, где использование живых существ для тестов разрешено, на них испытывается не только конечный продукт, но и его компоненты. Методы, которые применяются для испытаний косметических продуктов, защитники животных по праву называют варварскими. Перечислим лишь некоторые из них:
- Воздействие компонентов косметики на слизистые.
- Вдыхание ароматических ингредиентов насильно.
- Кормление по принуждению.
- Инъекционное введение компонентов продукта.
- Нанесение тестируемого средства на кожу обездвиженных животных и оставление его в таком состоянии на несколько дней или недель.
Ситуация двоякая. С одной стороны, выпустить в продажу косметику, не удостоверившись в ее безопасности, невозможно. С другой — данные исследований говорят, что косметические продукты, безопасность которых лабораторно подтверждена, все же дают побочный эффект в 25% случаев.
Поэтому ученые постоянно работают над разработкой новых способов испытаний косметики, предлагая производителям более гуманные варианты. Этичных способов тестирования косметики несколько:
- In vitro. В данном случае для проведения исследований используется кожа, искусственно выращенная из клеток здорового человека. На процесс выращивания уходит порядка четырех недель.
- Тестирование косметики на человеческих тканях и органах, удаленных в ходе операции или биопсии.
- In silico. Моделирование кожных покровов и их реакции на компоненты косметики с помощью компьютерных программ.
- Испытания на добровольцах. Такой вид тестирования предполагает введение в организм волонтера микроскопических доз косметических ингредиентов под постоянным контролем специалистов.
Сегодня созданием этичных способов испытаний косметической продукции серьезно занимаются десятки косметических корпораций: L'Oréal Research, Procter & Gamble, Unilever. Наряду с этим, ряд известных брендов не спешат отказываться от проведения тестов на живых существах. Среди них Maybelline и Estee Lauder.
О том, что компания придерживается этичных методов производства продукции, свидетельствует сертификат и значок, изображающий кролика, на упаковке товара.